Интернет-магазин
Санкт-Петербург
10:00 - 20:00
8 (812) 309-16-51
8 (911) 999-43-34
Меню
КАТАЛОГ СТРОИТЕЛЬСТВО РЕМОНТ АКЦИИ МАГАЗИН КОМПАНИЯ КОНТАКТЫ

История сауны: от истоков до наших дней

Последние статьи
все статьи
Какие должны быть полки в бане
Какие должны быть полки в бане Многие люди, которые задумали построить себе баню или сауну, задаются вопросом: А как долж...
19 Февраля 2017
Сауна в квартире - от теории к практике
Сауна в квартире - от теории к практике Сауна в своем доме или квартире, в настоящее время - это не фантастическое решение, а впол...
24 Ноября 2016
Банные печи и их разновидности
Банные печи и их разновидности Для того, чтобы устроить домашнюю баню, кроме постройки для нее отдельного, отвечающего вс...
10 Апреля 2016

Считается, что финны (или их предки) строили деревянные сауны еще в V веке. Это были бревенчатые постройки с одним помещением, отапливавшиеся открытым огнем. В те незапамятные времена они служили человеку не только баней, но и жилищем. Сухое тепло сауны позволяет человеку с комфортом переносить температуру выше точки кипения воды. Источником тепла в сауне служит печь, находящаяся в углу помещения. В нынешних саунах это, как правило, электропечь, но идеальной считается дровяная печка. Печка нагревает камни, камни поливают водой... Дальнейшее хорошо известно. На протяжении многих веков сменилось несколько типов сауны. Кочевые племена, ставшие предками нынешних финнов, устраивали парилки в ямах, вырытых в земле и предварительно нагретых. Позднее сауна стала частью жилого строения или отдельной постройкой, находящейся недалеко от жилища.

История сауны


Древнейшие сауны топились по-черному: помещение не имело дымохода, а только отверстие в крыше, через которое выходил дым. Для нагревания сауны использовались груды камней, которые, конечно, остывали очень медленно, но еще медленнее нагревались. В захолустных местах такие сауны сохранялись еще в 20-е годы минувшего столетия. Очаги, сложенные из камней, были вытеснены новыми типами нагревательных приборов, но для сохранения тепла продолжают использоваться камни. Сравнительно недавно сауны снабдили проточной водой. До XVI века банные обычаи далекой холодной Финляндии никем не записывались. В этом и не было особой нужды, так как в Средние века паровые бани были распространены по всей Европе. А нынешняя Финляндия была не более чем буфером между агрессивной Швецией и закрытой от всех Московией, и сама по себе не имела на соседей никакого влияния. Поэтому и сауна известностью не пользовалась.

«Акции» финской сауны стали медленно расти начиная с тех времен, когда деятели Реформации, боровшиеся с «католической распущенностью» и «пережитками язычества» практически искоренили баню (подходившую под обе «статьи») по всей Европе. Традиции паровой бани сохранились только в Финляндии, России и, отчасти в некоторых скандинавских странах.
К началу XVIII века и шведская баня под влиянием европейских стандартов гигиены утратила былое значение. Она оказалась сведена к милому рождественскому обычаю или редко используемому терапевтическому средству: принимать по предписанию врача. Стоит сказать несколько слов и о гигиенических нормах того времени. В эпоху пудреных париков и кружевных манжет ни дамы, ни кавалеры, собственно говоря, почти совершенно не мылись. Придворные Людовика XIV использовали крепкие духи, чтобы заглушить запах пота. А парики (скрывавшие бритые или стриженные «ежиком» головы) были настоящими рассадниками насекомых. Светские дамы часто носили на шее золотые или серебряные ловушки для блох, а великий поэт Джон Донн посвятил стихотворение блохе, которая укусила сначала его самого, а потом - его возлюбленную, скрепив их союз. Но вернемся на север, к нашим саунам. Если в Европе паровые бани преследовались церковью, то в Швеции против сауны выступала коалиция экономистов и врачей. Первые видели в сауне причину исчезновения лесов, вторые же обвиняли ее в распространении венерических заболеваний. И нельзя сказать, что оба этих обвинения были совсем уж беспочвенными. У шведов в те времена было принято мыться в бане каждый день, и расход дров был действительно велик. Более того, дерево, из которого строились бани, быстро сгнивало, и редкая банька могла прослужить более 10-12 лет. Уже тогда лучшие умы Швеции осознали, что запасы древесины в стране далеко не безграничны. Что же касается венерических болезней, это тоже было правдой: как и везде в мире, в шведских банях имела место проституция.

В Норвегии судьба паровых бань была столь же печальна. На руку противникам бани сыграло и распространение льняного белья, которое легко стиралось и быстро сохло. В XVIII веке «слаборазвитые» финны испытывали чрезвычайно сильный прессинг со стороны шведов, требовавших уничтожения сауны. Многочисленные пропагандисты от медицины писали, что пользование сауной вызывает у людей конвульсии, опухоли, преждевременную потерю зрения, и поэтому, настаивали они, сауна в особенности вредна для детей. Некоторые шведские врачи указывали, что сауна становится причиной потемнения кожи и образования морщин, и предлагали убедиться, что внешность старых финнов в точности соответствует их клиническим описаниям.
Для самих же финнов сауна не была роскошью, и чтобы заставить их отказаться от нее, одних памфлетов было мало. Большая часть населения занималась сельским хозяйством (в зоне рискованного земледелия). Для забитого финского крестьянина сауна зачастую была единственным доступным способом восстановления сил после изнурительного труда. Помимо этого, сауна была теплым и чистым местом, где в изобилии имелась вода. В сауне, топившейся по-черному, дым содержал дубильные кислоты, обладающие антисептическим действием. Сауна использовалась и как родильный дом (говорят, что даже сейчас от финна средних лет можно услышать, что он родился в сауне), а также как «госпиталь», где цирюльник или аптекарь делали кровопускание. Со временем сауна обогатилась духовным измерениям. Процедура мытья окружалась многочисленными ритуалами. «Эти упрямые люди, - писал в 1776 году шведский экономист, - даже связывают сауну со своим богословием и считают здание бани некоей святыней». Традиции, предписывавшие вести себя в сауне как в церкви, спасли ее от разложения, в котором погрязли бани прочих европейских стран. После присоединения Финляндии к Российской империи финские патриоты стали превозносить сауну как часть культурного наследия, определявшего национальную идентичность их народа. Многочисленные упоминания о сауне вошли даже в «Калевалу», впервые записанную в середине XIX века. Банная тема получила свое отражение и в живописи финских художников.
Тем не менее упадок сауны начался именно тогда. Традицию, пережившую все гонения, грозила уничтожить на корню модернизация финского общества. Для финской элиты пользование сауной свелось к рождественским праздникам и охотничьим вылазкам. В деревнях же, когда пришлое население стало количественно преобладать над старожилами, сауна приобрела несвойственные ей функции - от стирки белья до забоя скота. Медицина XIX века, обогатившаяся антисептиками и обезболивающими препаратами, также уменьшила практическую нужду в сауне.
Сауна не ушла в прошлое, но она стремительно менялась - и не в лучшую сторону. Новые строительные материалы, такие, как бетон, изменили микроклимат в сауне. Металлические печи, пришедшие на смену печам-каменкам, повлияли на температурный режим. Особенности финской сауны стремительно нивелировались. И как результат этого процесса, популярность сауны среди населения Финляндии к 30-м годам XX века достигла своего исторического минимума.
Но, как часто случается (и не только в России) - не было бы счастья, да несчастье помогло. Несчастьем стала Вторая мировая война. Практичность и эффективность сауны быстро оценили военные. А для гражданского населения (в районах, не затронутых боевыми действиями) она стала единственной доступной формой культурного досуга. И вот во время войны группа энтузиастов, состоящая из врачей, архитекторов и журналистов, объединилась в Общество друзей финской сауны. К задаче возрождения банных обычаев родной страны они подошли со всей серьезностью специалистов. Они начали изучать климатический режим сауны, оптимальную конструкцию здания и физиологическое воздействие сауны на человеческий организм. Любопытно, что на первых порах в общество не допускались представители деловых кругов, чтобы их финансовые соображения не вступили в противоречие с объективностью научного исследования. В 1940 году лидер общества опубликовал свое исследование, посвященное сауне в сравнении с банями других народов. В книге содержались также рекомендации по строительству саун. В скором времени появились шведское, немецкое и английское издания книги. В 1952 году в окрестностях Хельсинки Общество друзей сауны построило крупный банный комплекс, включавший в себя две архаичные сауны, топившиеся по-черному, две современные вентилируемые сауны и экспериментальную сауну, позволявшую проводить медицинские исследования. (Им как-то воспользовались специалисты из НАСА, изучавшие воздействие высоких температур на человека). К настоящему времени общество выросло до двух тысяч человек и выпускает ежемесячный журнал под названием, естественно, «Сауна».
Исчезновение традиционной сауны, топившейся по-черному, подстегнуло развитие финской банной индустрии. Традиционная сауна, для которой требовались центнеры камней и бревен неуместна в современном индустриальном мире. А вот новые компактные металлические печки чувствуют себя в нем вполне уютно. После войны в городских саунах стали использовать электрические и газовые нагреватели.
Финны, чья медлительность и основательность вошли в поговорку, опоздали с выведением сауны на международный рынок - их опередили немцы и шведы. Но если посмотреть на это с точки зрения пропаганды культурного наследия, то, возможно, это и к лучшему.
Владислав Дегтярев

Финская сауна


Материалы по теме:

Назад к списку статей